.. / Ajax – вид сбоку

  1. seo

Технология асинхронных запросов ((Asynchronous JavaScript and XML) ) была внедрена еще в прошлом веке в замечательном броузере MS IE5. Но то ли из-за войны броузеров, то ли из-за тормознутости W3C эта технология оказалась невостребованной до 2004-2006 года, когда Google стал внедрять ее в своих службах Gmail, Google maps и др. После этого пошла повальная мода на Ajax и было написано много всякой всячины, начиная с чисто технологических приемов и заканчивая идеологическими. При этом как всегда родилось куча распространенных глупостей и кое-что оказалось недооцененым. Хотелось бы остановиться на двух аспектах.

1. Ajax и SEO

Как обычно мода на Ajax породила веру в его применимость ко всему даже к тому, где его применять совершенно не нужно. Наиболее распространенной глупостью (на сегодняшний день) является идея fullAjax в применении к конент-сайтам. За счет ассинхроныых запросов бездумно подгружается как сам контент, так и отдельные навигационные элементы - листалки, общая навигнация по сайту, статьи, новости и т.д.

В результате происходит беда с поисковиками. Яндекс пока еще вообще не научился работать с такими сайтами. Google научился, но как-то по-своему и не в пользу индексации динамического контента. Чтобы этого избежать сторонники идеи fullAjax начинают придумывать какую-то ерунду с двумя видами сайта, а противники говорить глупости о вреде Ajax с точки зрения оптимизации. И то и другое как любая крайность является глупостью. Применение любой технологии, если ее применять осознано позволяет раскрыть ее преимущества и устанить недостатки. Рассмотрю только два момента.

Индексация поисковиками. Ссылочное ранжирование

Если точнее то распределение ссылочной массы по сайту в целом. Этот механизм постояно меняется. Алгоритмы распределения ссылок по сайту претерпевают постоянные изменения. 10 лет назад сквозные ссылки значили очень много если не все. Потом их вес стал снижаться. Но в любом случае остатся внешние ссылки которые с точки зрения SEO никогда не помогали распределению ссылочного веса внутри сайта. Возникают самые различные схемы внутренней перелинковки сайта основанные на экспериментах и общем представлении о об общих принципах ссылочного ранжирования (см. хрестоматийную статью «Растолкованный PageRank) Общее у большинства этих схем одно - необходимо убирать обязательные блоки ссылок (своих или чужих) из видимости поисковых машин. Например все ссылки должны вести вглубь сайта и только самые нижний уровень страниц должен замыкаться ссылкой на корневые страницы или что-то в этом духе. Ниже я привел пример одной из таких схем (я не говорю что эта схема правильная)

Пример перелинковки

Но на странице обязаны быть ссылки ведущие наверх. Иначе пользователь попавший на сайт по чужой ссылке просто не сможет попасть на верхний уровень. А еще есть блоки ссылок типа модного облака тегов, расширенной навигации по разделам и т.д. Что делать? Может быть подумать о внутренней навигации через Ajax?

Кроме того есть внутренняя реклама - большие блоки ссылок которые ведут на какие-то новости, товары и т.п. Сквозные ссылки на сиюминутные новости позволяют быстро попасть в базу поиска странице с этой новостью. Но перераспределяют ссылочное ранжирование не так как хотелось бы. Хорошо бы если эту ссылку поисковые машины видели не всюду, а там где нужно - например на странице новостей. Что делать? Может быть подумать чтобы запихивать внутреннню рекламу через Ajax?

Уникальность контента

Внутренняя реклама создает еще одну проблему. Поисковики любят уникальный контент. Уникальный контент страницы с новостью может быть небольшим по размеру - 2-3 строки текста. При этом на страницу навешивается гора внутренней рекламы навигационные линейки, копирайты и прочая лабуда, превышающая по объему полезную и уникальную информацию. При этом сам новость тиражируется во внутренней рекламе по всем страницам. Такое положение приводит к увеличению числа неуникальных страниц (таких чье содержание полностью или частично совпадает с другими) а сама новость может попасть в индекс поисковика не по постоянному адресу, а по какому-то случайному где робот нашел ее во внутренней рекламе. Что делать? - засовывать всю внутренню рекламу, не требующую индексации в Ajax!

1. Ajax и дизайн

Камень преткновения. Верстальшики рисуют дизайн сайта с двумя-тремя колонками и заполняют их по вертикали ровно-ровно. Но когда сайт начинает жить, оказывается что контент не хочет подчиняться замыслу дизайнера и колонки никак не хотят выравниваться по высоте.

выравнивание контента по вертикали выравнивание контента по вертикали выравнивание контента по вертикали выравнивание контента по вертикали выравнивание контента по вертикали выравнивание контента по вертикали

В общем случае задача решается только одним путем - доведением до сознания дизайнера мысли о том что дизайн служит контенту, а не наоборот. И что даже там где новости правит штатный редактор, никто не будет урезать статью под размер баннера, потому что это просто невозможно. Но в частном на помощь может придти Ajax.

Например, типичный двухколонный дизайн в широкой колонке - контент, в узкой - блок внутренней рекламы. Контент должен быть на странице всегда. А вот рекламу можно и должно подгружать динамически. Если реклама состоит из множества мелких блоков можно показывать только такое количество блоков, которое по высоте (с каким-то допуском) равно колонке с контентом. До кучи выполняется еще несколько задач. Первая - повышение степени уникальности контента (об этом писал выше), вторая - кэширование как самой страницы так и внутренней рекламы как на стороне клиента и на стороне сервера, снижают издержки и для пользователей и для сервера и для поисковых машин.

  1. 2010-03-24
  2. seo
  1. devaka.ru/articles/literate-linking - Что такое грамотная перелинковка (один из примеров)
Go Index Test